Страничка логопеда
Страничка     физвоспитателя
Страничка дефектолога
Страничка старшего     воспитателя
Консультации для     педагогов

Детский сад

 


План профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма:

1. Приказ
2. План мероприятий по профилактике ДДТТ в рамках акции «Внимание дети».
3. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Правила безопасной перевозки детей в автомобиле.

Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырёх часов в день.
Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведённое на прогулки, должно строго соблюдаться.
Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей большое значение имеет в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок.
Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создать определенные условия: расчистить участок от снега, соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание).
Оформление зимних участков – работа непростая, требующая больших физических затрат. Поэтому привлечение родительской общественности является обязательным условием.
Ежегодно мы проводим смотр-конкурс зимних участков "Лучшее оформление зимнего участка". Данный конкурс проводится в два этапа: подготовительный и итоговый. В подготовительном этапе проводятся консультация по подготовке участка, мастер-класс по оформлению и украшению участка снежными постройками. Через месяц проводится итоговый этап: осмотр участков, снежных построек, украшений веранд, соответствие требованиям по возрастной категории детей, соблюдение на участке техники безопасности

Снежные постройки:
-фигуры для закрепления навыков равновесия.
-фигуры для перешагивания.
-фигуры для упражнений в метании.
-фигуры для подлезания.
-горки для скатывания.

Большое значение необходимо придавать профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть прочными, гладкими. При постройке горок выполняются следующие требования:
В 1 младшей группе – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки 50-60 см с бортиками по краю ската до 10 см) + горка для кукол.
Во 2 мл. группе – высота 80-90см.
В средней группе – высота 90-100см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же.
В старших и подготовительных группах – высота 1-1,2 м, со скатом 5-6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры те же.

Виды игр на прогулке:
-спортивные упражнения (“Катание на санках”, “Скольжение”, “Ходьба на лыжах”);
-игры-эстафеты;
-игры с элементами спорта;
-сюжетные подвижные игры;
-забавы;
-аттракционы;
-сюжетные подвижные игры;
-бессюжетные подвижные игры;
-народные игры;
-хороводные.

Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности

Уважаемые родители вы всегда можете посетить блоги наших специалистов:

Блог учителя – логопеда высшей категории Любови Леонидовны Филиппенко - «Речевая полянка»

Блог учителя – дефектолога высшей категории - «Моя работа»

СТРАНИЧКА ЛОГОПЕДА

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенком. И действительно, в человеческой деятельности почти нет областей, где не употреблялась бы речь. Кроме того, от качества речи ребенка во многом зависит успешность его обучения.
Грамотная, четкая, выразительная речь формируется благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых ребенок растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Для того, чтобы речь ребенка была понятна другим людям - внятна, чиста, необходимо выработать четкие согласованные движения органов артикуляционного аппарата (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо, мышцы щек). Занятия артикуляционной гимнастикой с ребенком улучшат кровоснабжение артикуляционных органов, укрепят мышечную систему. Сформируется умение удерживать определенную артикуляционную позу, увеличится объем выполнения движений, нормализуется тонус органов артикуляции. Хорошо развитая артикуляционная моторика дает возможность подготовить ребенка к правильному произношению звуков. Занятия проводятся в игровой форме с включением сюрпризных моментов. Обязательно используется дидактический наглядный материал. Дидактическим материалом могут быть игрушки, картинки, пособия.  

Игры, используемые для развития артикуляционной моторики:

Игрушки Би-ба-бо (лягушка, утенок), статические упражнения для работы над положением нижней челюсти, активизации нижней челюсти, широкое открывание рта.

Логопедические сказки.
В комплексах сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребенка. Упражнения, имеющие условные названия или связанные с определенным игровым образом, требуют перевоплощения, вызывают интерес, способствуют воспитанию устойчивости внимания у детей.

Артикуляционная гимнастика в картинках. Способствует выработке нужных артикуляционных укладов, помогают быстро овладеть теми или иными движениями, способствуют запоминанию нужных артикуляционных укладов.

В период становления речи у ребенкаочень важно развивать у него ручную моторику, поэтому сочетание артикуляционной и пальчиковой гимнастики дают хорошие результаты. Используются игры с сыпучестями, водой.
    Уважаемые родители, предлагаем и вам комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, который вы можете самостоятельно выполнять с детьми. Артикуляционную гимнастику хорошо делать всем детям, но особо этим вопросом следует заинтересоваться тем родителям, которые знают о наличии проблемы звукопроизношения у своего ребенка.
Для того, чтобы вы ПРАВИЛЬНО выполняли все упражнения со своим ребенком, лучше сначала прийти на консультацию к логопеду детского сада.

Артминутки

Релаксация

Цель: научить детей управлять своим телом, управлять эмоциями, своим поведением, уметь снимать психическое и физическое утомление.

Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического и физического напряжения.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых, это и занятия в детском саду, различные кружки, секции. Всюду нужно успеть!
Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей.
Поэтому так важно использовать в работе с дошкольниками упражнения на релаксацию.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Наша задача научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.
Для создания нужной атмосферы во время релаксации используют речевые настройки. Основная их цель- формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения друг к другу и к педагогу.
Время для релаксации в течение дня определяет педагог.
В младшем дошкольном возрасте упражнения на саморегуляцию включают работу с кистями рук, сжимание и разжимание кулака, хлопки, встряхивание и т.д. в среднем  и старшем дошкольном возрасте в таких упражнениях задействуют все группы мышц.
Все релаксации проводятся под спокойную, расслабляющую музыку.
У детей первой и второй младшей групп- это импровизированный сон с какой либо игрушкой. В гости к детям приходит персонаж и предлагает им немного отдохнуть.
Детям старшего дошкольного возраста можно сказать, что необходимо научиться  управлять собой. С этой целью  можно использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

Упражнение на расслабление мышц лица

«Озорные щечки». Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
«Рот на замочке». Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно, сильно сжав губы, затем расслабить их.
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав, (4-5 сек)
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
«Злюка успокоилась». Напрячь челюсть, расстягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть.
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать)
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыть рот, зевнуть).

Упражнение на расслабление мышц шеи

«Любопытная Варвара» Исходное положение стоя, на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох- выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед- тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара сморит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно- расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться  в исходное положение,  расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз- мышцы  шеи напряглись!
Возвращаемся обратно- расслабление приятно.


Упражнение на расслабление мышц рук:


«Лимон». Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого можно выжать сок. Медленно как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю-
Сок лимонный выжимаю.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
«Вибрация»
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Все мы здоровы и бодры.
Упражнение на расслабление мышц ног
«Палуба» Представьте себе на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги на ширине и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Переносить массу тела на правую ногу, прижать ее к полу, напрячь, а левую расслабить, немного согнуть в колене, носком касаясь пола. Выпрямиться и перенести массу тела на другую ногу.
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Упражнения на расслабление мышц глаз

Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить закрытые веки теплыми руками.
Глазки все мы закрываем и спокойно отдыхаем.
Дышим глубоко, нам спокойно и легко.
«Пальминг» Положить на закрытые глаза ладони рук (пальцы скрещены на лбу) таким образом, чтобы избежать давления на глазные яблоки.
Все кругом черным- черно, ночь пришла и все темно

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, психологов, логопедов, дефектологов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. Это не случайно, т.к. игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних пор.
Взаимодействуя с песком ребенок проявляет чудеса фантазии. Разрушая созданное, он с еще большим энтузиазмом приступает к новому строительству, один сюжет сменяется другим.
Это простое, естественное для человека действие хранит уникальную тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое уступает место новому.. Многократно проживая эту тайну, человек достигает состояния равновесия, в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля тревоги и страха.
В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс -–возможность созидательного изменения форм сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе в песочнице. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется Волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения ситуации или негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.
Метод песочной терапии является и мощным ресурсом  в коррекционно- развивающей и образовательной работе с ребенком.
Именно в песочнице развивается тактильная чувствительность и «мануальный интеллект» ребенка, что особенно важно для детей со зрительной депривацией. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в играх с песком, дает дополнительный эффект коррекционного воздействия в работе с детьми с нарушенным зрением. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Основные преимущества этого метода:

  • в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребенка;
  • перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;
  • игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством заземлять негативную психическую энергию; игры и упражнения гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;
  • развивается монологическая и диалогическая речь;
  • игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.

Таким образом, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно- терапевтический эффект как нормально развивающимся детям, так и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Общие условия организации песочной терапии

Песочница. Традиционный размер в сантиметрах 50х70х8 (длина, ширина, глубина). Этот размер соответствует объему зрительного восприятия при индивидуальной работе. Для групповой работы рекомендуются размеры 100х140х8 см. Песок должен быть чистым, просеянным и прокаленным.
Набор небольших предметов и игрушек, символизирующих мир.

  • Игрушки людей в разных позах;

  • Животные домашние, дикие, доисторические;

  • Птицы;

  • Обитатели водного мира;

  • Дома и мебель;

  • Деревья и другие растения;

  • Транспортные срества;

  • Объекты среды обитания человека (заборы, мосты, ворота, знаки;

  • Естественные природные предметы (камни, раковины, перья, дерево и пр.);

  • Фантастические персонажи сказок, мультфильмов;

  • Злодеи.

Пять шагов организации игрового процесса

  • Демонстрация песочницы

  • Демонстрация коллекции фигурок.

  • Знакомство с правилами игр на песке

  • Формулирование темы занятия, инструкции к играм, основное содержание занятия.

  • Завершение занятия, ритуал выхода.

Примерный конспект занятия песочной терапии

  • Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину. Борта символизируют небо, а  дно воду. Вы можете создать реку, озеро, море. А с помощью воды сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете сделать все: и горы, и море, и равнину. Все что вы придумаете.

  • Посмотрите, здесь много разных фигурок, вы можете рассмотреть, подержать в руках. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки.

  • Ребята, к нам пришел песок, чтобы поведать свои тайны, рассказать интересные истории и сказки. Здесь в нашей песочнице живет Властелин песка- Песочный человечек. Он очень веселый и знает много игр. Но он раскрывает свои секреты тем, кто соблюдает его законы. Песочный человечек редко показывается людям, но если мы настоящие волшебники, то сможем его увидеть.

Для этого нужно встать вокруг песочницы, взяться а руки и каждый должен назвать свое имя.
А теперь мы должны рассказать Песочному человеку о наших добрых делах.
После того, как дети с помощью педагога расскажут о своих добрых делах, то взрослый просит разъединить руки, положить свои раскрытые ладошки в песочницу и закрыть глаза, произнести слова – заклинание.
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Песочный человек, приди!
Появляется кукла- марионетка в золотистом одеянии.
Откройте глаза. Читает от лица Песочного человека.
Я вас слушал, я вас слышал,
Вы такие молодцы!
Вы- волшебники- творцы.
Я открою вам секреты,
Только знать надо при этом
Правила моей страны.
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране-
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!.
Стран чужих не разорять!
Песок- мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить.
Песочный человечек вводится в игру только тогда, когда дети искренни, соблюдение правил отслеживается с помощью этого человечка, если правила нарушаются- игра сворачивается.
4.Песочный человек (или другой сказочный персонаж) задает тему занятия, рассказывает, формулирует задания и загадывает загадки. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, анализирует результаты, одобряет.
4. В завершении занятия дети разбирают постройки, убирают игрушки, разравнивают песок и произносят слова благодарности:
В ладошки наши посмотри-
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!.
После произнесения этих слов ребята прощаются с Песочным Человечком.

 

СТРАНИЧКА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗВОСПИТАНИЮ

«Детский фитнес в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного образовательного учреждения».

По мнению ряда авторов, фитнес, будучи явлением международным,
выполняет на современном этапе важнейшую из социальных миссий - обеспечивает здоровое существование людей на Земле.
На современном этапе стратегическую рольв оздоровительной работе с дошкольниками и отводится  фитнесу.
Направление  детского фитнеса появилось сравнительно недавно, но его популярность стремительно растёт.
Занятия детским фитнесом призваны удовлетворить потребность детей  физической активности и способствовать  повышению интереса к занятиям физическими упражнениями, приобщению их к здоровому образу жизни. Это достигается за счёт использования разнообразных инновационных технологий, появившихся в фитнесе, современного инвентаря и оборудования, музыкального сопровождения и др., а также  возможностей выбора тех или иных видов занятий.
Интерес детей к ним также обусловлен и тем, что фитнес - программы общедоступны, высокоэффективны и эмоциональны.
Доступность направлений детского фитнеса определяется, прежде всего, тем, что их содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и для большинства занятий не требуется специального оборудования исключение составляют упражнения на тренажерах, степах, фитболах).
Эффективность различных направлений фитнеса заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма ребенка, развитие двигательных способностей и профилактику различных заболеваний.
Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением, создающим положительный психологический настрой, его танцевальной и игровой направленностью, но и стремлением согласовывать свои движения с движениями партнеров в группе, получением удовлетворённости от занятий, что также эмоционально вдохновляет занимающихся фитнесом и повышает интерес к ним.

1. Обеспечение гармоничного физического и  психического развития ребёнка, улучшение и укрепление состояния его здоровья средствами детского фитнеса.
2. Содействие самопознанию, самоидентификации, самоактуализации и самореализации ребёнка через занятия детским фитнесом.
3. Обеспечение ребёнку свободы выбора занятий и его адекватности в соответствии со своими интересами, возможностями и способностями любого из предлагаемых направлений детского фитнеса.
4. Формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей и физической подготовленности ребёнка, формирование «школы движений» инновационными средствами.
5. Повышение  интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями на основе добровольности участия и получения удовольствия от них.
6. Формирование знаний о здоровом образе жизни и потребности следовать ему.
7. Развитие креативности, воображения, творческих и музыкально-ритмических способностей ребёнка.
В своей работе я использую различные фитнес-технологии, такие как: звероаэробика, ритмопластика,  детская йога, круговая тренировка и др.
Звероаэробика – это оздоровительная аэробика, с имитацией движений и повадок животных.  Выполнение этих упражнений способствует  развитию у детей двигательного воображения, обогащает их двигательный опыт, повышает эмоциональность занятия. Данный вид аэробики наиболее прост в координационном плане, поэтому эту методику можно использовать с детьми начиная с младшего возраста. Звероаэробику я включаю в основную часть занятия, как общеразвивающие упражнения, использую в утренней гимнастике. Так как упражнения проводятся под ритмичную, веселую музыку повышается эмоциональный фон занятия. Упражнения выполняются по принципу – делай как я, то есть не затрачивается время на объяснения, что повышает моторную плотность, возможность выбрать музыку с различным темпом позволяет варьировать величину нагрузки и обеспечивает хороший тренировочный эффект.
«Ритмопластика» - является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом. Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления музыки, ее эмоционально – телесного выражения. Ритмопластика поможет развить чувство ритма, координацию движений. Такие занятия способствуют выработке красивой походки, умению держать спину, владению телом, укрепляют здоровье и приносят большое удовольствие.  На физкультурных занятиях ритмопластические упражнения я использую чаще всего в последней части занятия, как средство снятия напряжения, расслабления, восстановления после физической нагрузки.
С детьми младшего возраста я использую логоритмические упражнения. Логоритмика, или фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала.  Для проведения занятий мною  составлена картотека логоритмических упражнений.
Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет, для решения этих задач я использую  детский вариант йоги с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.
Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие. Многие асаны йоги можно осваивать, уже начиная с 5-6 лет (а в некоторых случаях и раньше). Главное внимание при этом уделяется не времени, проведенному в той или иной асане, а прочувствованию ребенком того состояния, которое дает асана. Для того чтобы ребенку было легче войти в это состояние, желательно для каждой асаны (техника выполнения асан будет приведена ниже) иметь небольшой рассказик, сказку. В методической литературе я отобрала  асаны которые  можно использовать с детьми,  и включаю их в работу по профилактике у детей нарушения осанки.
Круговая тренировка - еще одна из нетрадиционных форм физического воспитания. Это не традиционный способ развития выносливости детей, а ведь чем лучше выносливость, тем меньше болеют дети простудными заболеваниями.
Круговая тренировка - это серия спортивных упражнений циклического характера, выполняемых на снарядах с использованием атрибутов пособий или без них фронтально или поточно с индивидуально - максимальной нагрузкой при одномоментном участии детей.
Круговая тренировка делает занятие педагогически плодотворным и творческим. У детей растет интерес к занятиям физкультурой. Повышается моторная плотность занятия. Большое количество станций позволяет добиться стопроцентной двигательной активности детей. Доступные и интересные упражнения позволяют выполнить необходимый объем работы на стабильном фоне положительных эмоций. Кроме того время работы каждого ребенка на каждой станции не менее 20 секунд обеспечивает необходимый прирост физических качеств.
В своей работе круговую тренировку провожу с использованием карточек – схем.  Дети делятся на команды, и каждая команда получает задание – карточку, на которой схематично изображено оборудование, если оно необходимо, и само упражнение.  Дети самостоятельно разбирают и выстраивают оборудование для выполнения задания. Чаще всего я использую интервально-круговую тренировку, где станции выстроены, так что происходит чередование нагрузки, например аэробной и силовой, аэробной и координационной. Для организации круговой тренировки разработала картотеку карточек – схем, которую постоянно пополняю, обновляю.
Надо сказать, что такой вид занятий пробудил интерес даже у тех детей, которые до этого занимались не очень охотно. Дети очень стараются качественно и самостоятельно выполнить задания.
Музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью
Фитнес - программ и важным стимулом интереса к занятиям фитнесом
и получения удовольствия от них за счёт способности непосредственно
воздействовать на эмоциональное состояние человека.

Поэтому в первую очередь для своих занятий я подобрала и скомпоновала музыку. Для занятий я использую не только детскую, но и современную популярную музыку, адаптированную для занятий фитнесом.

 

СТРАНИЧКА ДЕФЕКТОЛОГА

Упражнения для поднятия остроты зрения

Комплекс игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста: 
Острота зрения - 0,04

  • Раскрашивание крупных деталей рисунка (4 см) в основные цвета - красный, оранжевый, зеленый.
  • Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу.
  • Наклеивание крупных аппликаций (4 см).
  • Плетение ковриков из широких полос (3 — 4см) ярких цветов.
  • Сборка строительных конструкций из крупных деталей.

Острота зрения - 0,05 - О,1

  • Раскрашивание более мелких деталей рисунка (2-Зсм).
  • Выполнение аппликационных работ (2-Зсм).
  • Плетение ковриков из полос шириной 2 см.
  • Работа с конструкторами.
  • Рассматривание рисунков крупного размера.
  • Игры с мозаикой.

Острота зрения - 0,2 - 0,3

  • Раскрашивание мелких деталей рисунка.
  • Аппликации (размером менее 2 см).
  • Плетение ковриков из полос шириной менее 2 см.
  • Конструирование из мелких деталей.
  • Обнаружение простых ошибок в рисунке (машина без колес).
  • Построение рисунков из мозаики.
  • Лепка из пластилина на наглядном материале (овощи, фрукты).
  • Нанизывание бус диаметром 1 см на леску.

Острота зрения - 0,4 и выше.

  • Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров мелких рисунков через тонкую бумагу.
  • Наклеивание аппликаций до 1 см.
  • Плетение ковриков из полос до 1 см.
  • Обнаружение ошибок в рисунке с мелкими деталями (дом без трубы).
  • Построение мелких рисунков из мозаики.
  • Лепка из пластилина мелких фигур.
  • Нанизывание на леску бус размером менее 1 см.

Комплекс игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Острота зрения - 0,04

  • Раскрашивание крупных деталей усложненных рисунков (животные).
  • Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу.
  • Плетение ковриков из полос основных цветов и их оттенков (ширина полос до 2 см).
  • Лепка крупных животных из пластилина.
  • Работа с крупным строительным материалом.

Острота зрения - 0,05 - О,1

  • Раскрашивание более мелких деталей рисунков и обведение контуров рисунков через тонкую бумагу.
  • Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до 1,5 см.
  • Лепка из пластилина более мелких фигур.
  • Работа с пластмассовым конструктором.
  • Игры с мозаикой.
  • Нанизывание бус основных цветов диаметром до 1,5 см на леску.
  • Обнаружение различий в двух крупных рисунках.

Острота зрения - 0,2 - 0,3

  • Обведение мелких деталей рисунка через тонкую бумагу и раскрашивание их, не выходя за контуры. Рисование геометрических фигур.
  • Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до 1 см.
  • Лепка мелких фигур.
  • Работа с более мелким конструктором.
  • Построение рисунков из мозаики.
  • Нанизывание бус диаметром до 1 см на леску, чередуя по цвету.
  • Обнаружение ошибок в рисунке.
  • Разгадка ребусов в детских журналах.

Острота зрения - 0,4 и выше.

  • Работа с тетрадью в клетку, обведение клетки, ее закрашивание, не заходя за контуры.
  • Составление орнамента из клеток.
  • Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной 0,5 см и менее.
  • Лепка мелких фигур.
  • Работа с мелким конструктором.

 

СТРАНИЧКА СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

Гиперактивность у детей – что это такое и как себя вести родителям

Даже самых скромных познаний любого россиянина в иностранных языках достаточно, чтобы определить, что слово «гиперактивность» означает «сверхактивность». Под детской гиперактивностью специалистами понимается такая картина физического и психологического развития ребёнка, при которой наблюдаются дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и возбудимость. Такой гиперактивный ребёнок стремится успеть как можно больше, всё и сразу, однако эта торопливость не носит продуктивного характера – не успев толком ознакомится с одним предметом или занятием, ребёнок уже заинтересовался другой вещью или родом деятельности, бросает свои первоначальные дела и начинает новые. Затем также поступает и с новыми объектами своего интереса, потом с третьими, с четвёртыми, и так далее, и так далее.
Подобное поведение чревато возникновением серьёзных осложнений личностного характера – трудностей в обучении, в восприятии реалий окружающего мира, в общении со сверстниками и взрослыми, в том числе родителями. Черты гиперактивности появляются в основном в младшем школьном возрасте.
Детская гиперактивность не является чем-то исключительным: по данным отечественных медиков примерно пятая часть младших школьников нашей страны (мальчики в два раза чаще, нежели девочки) является гиперактивными. По мере взросления гиперактивность может сойти на нет и «естественным» путём, однако уповать лишь на это не стоит – статистика свидетельствует, что 70% детей, чья гиперактивность была выявлена в дошкольные и младшие школьные годы, сохраняют подобные качества и в подростковом возрасте, причём риск социально опасного поведения среди таких тинейджеров очень высок, немногим меньше половины из них имеют в своём «послужном списке» факты агрессивного поведения и насилия, задержание органами милиции, попытки покончит с собой. Поэтому родительский диагноз «а, ничего, с возрастом пройдёт» в данном случае абсолютно не применим, развитие гиперактивного ребёнка нужно контролировать и корректировать.
Прежде чем перейти к непосредственным признакам, по которым можно отличит гиперактивного ребёнка от остальных, кратко охарактеризуем причины такого болезненного состояния.
Данное заболевание вызвано поражённостью лобных долей мозга, отвечающих за планомерность действий и за контроль поведения. Это приводит к нарушениям произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и нарушению целесообразности поведения в целом. Структуры мозга, которые «тормозят» те или иные наши эмоциональные и поведенческие реакции, ослабевают. Природа, как известно, не терпит пустоты – другие структуры, отвечающие за обратные процессы, то есть за активизацию процессов нашей психической жизнедеятельности, не сдерживаемые «тормозящими» структурами, начинают работать на всю мощность. В результате ребёнок развивает кипучую деятельность, в то же время он не в состоянии ни мотивировать её, ни толком сконцентрироваться на ней.
Медицина наука точная лишь на первый взгляд, и таинственного в ней гораздо больше, чем явного. Вот и в вопросе о корнях гиперактивности пока не наблюдается полной ясности. На данный момент врачи выделяют три группы причин возникновения детской гиперактивности. Во-первых, наследственная предрасположенность; во-вторых, органические повреждения головного мозга зародыша в ходе беременности или после родовых травм; в-третьих, социально-психологические травмы, обусловленные неправильным воспитанием, нездоровой обстановкой в семье, условиями проживания.
Как же отличить гиперактивного ребёнка? На первый взгляд нет ничего проще: пойти на детскую площадку, выделить из толпы ребятишек самого беспокойного, того, что ни секунды не стоит на месте, чьи руки постоянно чем-то заняты, ежеминутно начиная новое дело или вертя новую игрушку, чьи ноги мельтешат со скоростью разогнавшейся во всю прыть карусели, он всегда в гуще событий, там, где что-то происходит, будь то весёлая игра или потасовка, его голос только что был слышен в одном углу двора, а теперь он уже доносится из противоположного… Вроде бы всё логично, но педагоги, психологи и врачи призывают не спешить с подобными выводами. По большому счёту дети до 6-7 лет и должны быть ужасно непоседливыми, любопытными, громкими и подчас надоедливыми. Если ваш ребёнок именно таков в этом возрасте, вам ещё рано бить тревогу и обречённым голосом произносить «мой ребёнок – гиперактивный». Специалисты утверждают, что обоснованно выделить детей дошкольного возраста, подверженных гиперактивности, сложно, это возможно лишь в том случае, когда повышенная активность ребёнка выходит за рамки здравого смысла и несёт опасность, прежде всего ему самому, скажем, он постоянно, несмотря на все предупреждения и воспитательные меры родителей, выбегает на проезжую часть. Но число таких детей относительно невелико. Гораздо более явно гиперактивность проявляется с того момента, как ребёнок начинает учиться в школе.
Учебная деятельность – это первый род занятий, при котором ребёнку необходимо научиться самоконтролю, умению подчиниться требованиям взрослых, соблюдать дисциплину занятий и правила поведения в общественных местах. Всё вышеперечисленное просто-напросто противопоказано гиперактивному ребёнку – ну как он сможет подчиняться требованиям и дисциплине, если он элементарно не может сосредоточиться на одном деле более 5 минут? Гиперактивным детям не хватает простой усидчивости, чтобы выполнять школьные задания, у них начинаются проблемы в школе при том, что в подавляющем большинстве случаев интеллектуальные способности таких детей ничем не уступают аналогичным показателям их не столь шустрых ровесников. На фоне неумения выполнять в срок учебные задания и вести себя в рамках правил на школьных занятиях у таких детей обостряются отношения с взрослыми, с педагогами и родителями, требования которых воспринимаются детьми как нечто невыполнимое. Растёт непонимание в семье, которое рано или поздно приведёт к конфликтным ситуациям. А дальше больше, ибо, как гласит вековая народная мудрость, чем взрослее дети, тем больше с ними проблем…
Чтобы с большой долей точности сделать заключение о том, подвержен ребёнок гиперактивности или нет, специалисты предлагают обратить внимание на ряд признаков. Итак, ребёнок гиперактивен, если:
– не способен долго сосредотачиваться даже на интересном для него занятии;
– прекрасно слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;
– слишком часто теряет вещи;
– избегает «скучных» заданий, а также тех, для решения которых необходимы умственные усилия;
– с явным энтузиазмом берется за задание, но почти никогда не заканчивает его;
– постоянно имеет трудности в организации учебной, игровой или иной деятельности;
– не может спокойно усидеть на месте;
– очень говорлив, даже болтлив;
– хронически имеет незаконченные задания и проекты;
– зачастую забывает важную информацию;
– постоянно проявляет беспокойство;
– мало спит, даже в младенчестве;
– имеет устойчивую черту характера не подчиняться правилам, как в учёбе, так и в игре, и в домашних делах;
– имеет привычку отвечать ещё до того, как ему зададут вопрос;
– не способен дождаться своей очереди;
– находится в непрерывном движении;
– часто вмешивается в чужие разговоры, прерывает и перебивает собеседника;
– подвержен частым и резким сменам настроения;
– стремится сразу, здесь и сейчас, получить поощрение за какой-либо свой успех;
– имеет сильно разнящийся уровень выполнения заданий по различным учебным предметам (по математике – «1», по литературе «5» с двумя плюсами; в то время как закоренелые троечники сильнее его в математических задачах).
В случае если родители обнаруживают за своим ребёнком хотя бы треть из перечисленных выше признаков, весьма велика вероятность того, что они имеют дело с детской гиперактивностью. В этом случае настойчиво рекомендуем обратиться к специалистам. Чтобы не бить тревогу раньше времени, родителям лучше сначала обсудить ситуацию с педагогами и психологами и, если опасения подтвердятся, обращаться к врачу-невропатологу.
Не вдаваясь в специфические моменты лечения гиперактивного ребёнка и не рискуя формулировать воспитательные принципы для всех и каждого (каждая личность уникальна, пусть этой личности и меньше десяти лет отроду, поэтому для каждого случая необходимы свои меры), приведём те общие моменты, на которые следует обратить внимание родителям в обучении и воспитании гиперактивного ребёнка.
Прежде всего, необходимо обучать сверхактивного ребёнка по специальной программе, составленной совместно педагогами, психологами, врачами и родителями. Учебные задания должны быть небольшими, чтобы их выполнение не занимало слишком много времени – если гиперактивный ребёнок надолго засядет над задачей или уравнением, он его попросту бросит, не решив. В случае, если особый порядок обучения невозможно обеспечить в школьном классе, имеет смысл выбрать индивидуальную форму обучения.

Наконец, родителям необходимо запомнить несколько правил, которых они должны придерживаться в своём общении с гиперактивным ребёнком: хвалить ребёнка при каждом его успехе; избегать частого повторения слов "нет" и "нельзя", говорить сдержанно и спокойно; следить за соблюдением ребёнком чёткого распорядка дня; оберегать ребенка от переутомления, так как при нём гиперактивность усиливается; всячески поощрять те виды деятельности, что подразумевают концентрацию внимания; стараться ограничивать общение ребенка во время игр одним другом или партнёром, при этом избегать беспокойных приятелей и мест скопления большого количества людей; ежедневно гулять на свежем воздухе и заниматься спортом с ребёнком, чтобы направлять активность ребёнка в позитивное русло.
Конспект занятия по трудовому воспитанию

Вид занятия: «Трудовое  воспитание».
Тема: «Научим Почемучку мыть посуду».
Программное содержание:
1.Учить детей последовательно мыть посуду,  опираясь на фотографии трудового процесса.
2.Продолжать учить детей добиваться качественных результатов.
Словарная работа: внутри, снаружи.
Предварительная работа: чтение пословиц и поговорок о труде.
Оборудование:
1.Столы покрытые клеёнкой.
2.Фартуки: взрослый и детские по количеству детей.
3. 8 фотографий, на которых изображены основные трудовые действия процесса.
4.Кувшин с соком.
5.Чашки, губки, 2 больших таза для полоскания, 8 маленьких тазиков, 8 мыльниц с мылом, 8 салфеток для рук, ковш, 2 ведра воды, поднос, щётка для чистки одежды.
Сюрпризный  момент.
Стук в двери. В гости приходит Почемучка, здоровается и  хочет угостить детей соком.  «Вот как раз у вас тут и чашки стоят, - говорит он, - сейчас всем налью! Почему нельзя наливать? У вас есть другие чашки? А что же делать, если нет других чашек? Вымыть? А я не умею мыть чашки…»
Ход занятия.
Воспитатель: Давайте покажем Почемучке сначала на фотографиях, как надо мыть посуду. Разложим их по порядку и расскажем, что  за чем следует делать.  (Достаёт набор  из 5 фотографий,  на которых изображены основные трудовые действия процесса мытья посуды: девочка наливает воду;  намыливает губку; трёт чашку губкой; споласкивает; ставит чашку на поднос. Под руководством  взрослого дети рассматривают фотографии,  называют трудовые действия, которые на них изображены.)
Посмотрите внимательно, какую фотографию надо расположить первой. Вспомните, что нужно сначала сделать, если задумали вымыть посуду. Дети выстраивает все фотографии  в ряд.
Почемучка: Ой, все это надо сделать?! Я так не смогу. Покажите мне, пожалуйста, как все это надо сделать.
Воспитатель: Хорошо, я буду показывать, а дети помогать мне. Как я должна подготовиться к работе?
Дети: Засучить рукава, надеть передник.
Почемучка: А это ещё зачем? Вы об этом ничего не говорили!
Дети отвечают ему. Затем дети помогают взрослому отобрать нужное оборудование. Если дети отбирают все правильно, Почемучка предлагает взять щётку для чистки одежды. Дети объясняют Почемучке его ошибку.
Воспитатель: Все приготовлено  к работе. Что теперь нужно сделать?
Дети: Налить воду.
Воспитатель наливает воду, обращая внимание на её количество.
Вода налита, что делать дальше?
Дети: Намочить и намылить губку.
Воспитатель: А теперь?
Дети: Тереть чашку губкой.
Воспитатель выполняет действия, фиксируя внимание детей на том, что мыть надо внутри и снаружи.
Почемучка: Спасибо, вымыли чашку, буду в неё наливать.
Воспитатель: Дети, можно ли наливать сок?
Дети: Нет, чашка мыльная, её нужно сполоснуть в чистой воде.
Воспитатель споласкивает чашку и предлагает детям проверить, не осталось ли мыла. Это мы сделали, это сделали, это сделали, - показывая на фотографии. Что делать дальше?
Дети: Поставить чашку на поднос.
Воспитатель: Кто хочет это сделать?
Дети: Пусть это сделает Почемучка.
Почемучка ставит чашку на поднос, но не переворачивает донышком вверх, дети исправляют его ошибку, что так вода стечёт и чашка быстрее высохнет. Приятно будет из этой чашки пить.
Почемучка: Понятно, но у меня так много грязных чашек, мне одному все не вымыть. Что же мне делать?
Воспитатель предлагает помочь Почемучке вымыть посуду и подготовиться к работе: одеть фартуки и отобрать необходимое оборудование. Определяет готовность к  осуществлению трудового процесса, в ходе работы контролирует последовательность, даёт советы и указания, учит добиваться качественных результатов труда. По завершению работы предлагает поставить вымытые чашки на поднос, убрать за собой рабочее место. Почемучка благодарит детей и угощает их соком.
Воспитатель: Что делали? Для чего мыли посуду? Понравилось ли мыть посуду?

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

"Что должен знать воспитатель о ПДД"

3-4 года
Содержание работы:
1. Средства передвижения, характерные для нашей местности, их название.
2. Части автомашины, грузовой машины.
3. Правила дорожного движения:

  • Поведение на улице
  • Поведение в общественном транспорте
  • Сигналы светофора

Развивающая среда:
1. Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.
2. Рули
3. Атрибуты к дидактической и сюжетно-ролевой игре «Мы пешеходы»
4. Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор».
Художественная литература
С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист»
«Улица шумит»


4-5 лет
Содержание работы:
1. Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом.
2. Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.
3. Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
4. Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.
Развивающая среда
1. Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности.
2. Крупные и мелкие дорожные знаки.
3. Картинки на классификацию видов транспорта
4. Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения
5. Фланелеграф: машины, дорожные знаки
Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»


5-6 лет
Содержание работы:
1. Знакомство с запрещающими и предписывающими знаками.
2. Изучение работы регулировщика
3. Формирование у детей умения свободно ориентироваться на дороге
4. Закреплять правила поведения в общественном транспорте.
Развивающая среда:
1. Макет: разные виды перекрёстков
2. Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.
3. Атрибуты к с-р играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
4. Дид. игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит…»
Художественная литература:
Н.Носов « Кирюша попадает в переплёт»


6-7 лет
Содержание работы:
1. Учить детей соблюдать правила дорожного движения
2. Закрепить правила поведения на улице:

  • Ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны
  • Правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги

Развивающая среда:
1. Макет, имеющий разные виды перекрёстков
2. Альбомы «Разные виды транспорта»
3. Дидактические игры «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови».
Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Юрлеин «Любопытный мышонок»
3. Кончаловская Н «Самокат»


Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения:


Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны
2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону
3. Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с не-обозначенными переходами – по линии тротуара
4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
5. Запрещается пересекать путь движущемся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть
6. В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)
7. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота
8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
9. Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».


Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города.


Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, ролевые коньки или скейт, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.
Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.
Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:
1. Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора
2. Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи)
3. И наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.
В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила:
1. На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора
2. Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей)
3. В случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно зразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.

Консультация для воспитателей «Адаптация ребенка к детскому саду»

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Высокая адаптивная способность, которая свойственна человеку, не является врожденной, а формируется постепенно, и если основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, социальная адаптация, понимаемая как активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и систем поведения, принятых в обществе, начинается с рождения ребенка.
Адаптация ребенка к детскому саду должна рассматриваться как процесс двусторонний. С одной стороны, это биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет ломка привычных форм жизни ребенка, происходит перестройка его отношений с людьми.
Адаптивный период протекает по-разному в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду. Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. Есть и еще одна группа детей, самая малочисленная, - это дети, которые так и не могут привыкнуть к детскому саду. Определение «несадовский ребенок» имеет экспериментально подтвержденный статус в педагогике и психологии.
Бурную дискуссию вызывает вопрос о сроках и продолжительности адаптационного периода у детей, приходящих в детский сад. В работах физиологов, в психологических и педагогических исследованиях приводятся разные цифры: 7 – 10 дней, две недели, месяц, два месяцы, полгода, год. Единственно неоспоримой закономерностью, которая прослеживается во всех работах, является удивление адаптации по мере взросления детей.
Замечено, что безболезненно принимают детский сад дети, у которых дома не все так хорошо. Мы имеем в виду ту систему отношений, которая складывается между ребенком и близкими взрослыми в семье. В среде педагогов существует даже такая поговорка: «В детском саду хорошо тем, кому дома плохо». Зачастую это действительно так.
Пример 1. Сережа Р. (2 г.). Мама в первый раз привела Сережу в детский сад рано утром. На все опасения воспитателя и предостережения о постепенном вхождении и привыкании мама заявила, что ее ребенок не будет плакать. И действительно Сережа уверенно вбежал в группу, сначала направился к кубикам, поиграв немного, переместился к атрибутам магазина (о маме так и не вспомнил). Весь день, пока его не забрали вечером, мальчик вел себя так, как будто ходит в детский сад не первый день. Почти не отличались и последующие дни.
В детском саду Сережа чувствовал себя очень хорошо, а когда приходили родители, отказывался идти домой.
Знакомство с семьей дало интересный материал для объяснения описанного поведения и эмоционального самочувствия ребенка.
Родители Сережи ведут очень активный образ жизни. В квартире постоянно собираются компании, где в лучшем случае ребенка перепоручают детям подросткового возраста, а чаще всего мальчик предоставлен сам себе. В семье отсутствует нормальный режим, ребенка поздно укладывают спать, забыв произвести необходимые гигиенические процедуры, недостаточно продуманно и своевременно питание.
Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду.
При неумелом подходе к таким детям можно нанести им такую эмоциональную травму, последствия которой скажутся на всем последующем развитии ребенка.
Пример 2. Даша Ф. начала ходить в детский сад в 2 г. 10 мес. Утром сильно плакала, не могла оторваться от мамы, не переставала плакать в течение всего дня. От постоянного плача Даши начинали плакать и другие дети. Воспитательница, недолго думая, закрыла плачущую девочку в спальне (чтобы плакала там одна и никому не мешала).
После этого случая девочка вообще стала отказываться ходить в детский сад. Адаптация длилась почти полгода. Появились многочисленные страхи, нарастала тревожность. Девочка стала плохо есть, спать. Состояние стало улучшаться только тогда, когда воспитательница уволилась из этого детского сада.
Можно вести речь о некой типологии детей с теми или иными особенностями эмоционального развития в адаптационный период. Выявлению такой типологии посвящены работы А.В. Кошелевой, Г.Г. Филипповой, С.Ю. Мещеряковой, Н.Н. Авдеевой и др. Интересные данные представлены в исследованиях Т.А. Константиновой, изучавшей особенности поведения детей от четырех месяцев до трех лет. Этим автором выделены четыре группы детей, различающихся уровнем общедвигательной активности, характером ориентировочных реакций; особенностями эмоционального состояния.
1. «Ходунки» - дети со значительной двигательной активностью, активной ориентировочно – исследовательской деятельностью, проявляющие активные двигательные реакции по отношению к предметам окружающей среды, другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное положительное эмоциональное состояние.
2. «Наблюдатели» - дети со средней двигательной активностью, незначительной, малоактивной ориентировочной реакцией по отношению к предметам окружающей среды и другим детям. Для этих детей характерно преимущественно положительное эмоциональное состояние.
3. «Сидуны» - дети с низкой общедвигательной активностью, индифферентным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды и детям. Для них характерно положительное эмоциональное состояние.
4. «Лежебоки» - дети с низкой двигательной активностью, малоактивным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды, отрицательным отношением к другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное отрицательное эмоциональное состояние.
Исследование показало, что среди изученных детей подвижные («ходунки») составляют наибольшее число – 61%, второе место занимают «сидуны» - 16%, затем «наблюдатели» - 13% и «лежебоки» - 10%. Проявление индивидуальных признаков, как правило, имеет стабильный характер и остается практически неизменным в условиях бодрствования. Экспериментальные данные говорят также об устойчивости состава групп в первые годы жизни.
Надо заметить, что в исследовании Т.А. Константиновой не идет речь об адаптационном периоде. Однако эти данные с успехом могут использоваться при характеристике детей раннего возраста в период адаптации в детском саду.
Распределение детей на такие группы хорошо укладывается в концепцию ведущего вида деятельности. Поскольку в раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметно-орудийная, дети, которые ориентированны на реализацию этого вида деятельности, привыкают к детскому саду быстро. Естественно, что такая потребность не формируется сама по себе, а образуется в результате совместной деятельности с близким взрослым.
Типология основана на внешних атрибутах поведения и деятельности детей и не содержит исчерпывающей информации обо всех внутренних причинах такого поведения. К тому же не всех детей можно отнести к указанным группам. Однако выделение таких профилей адаптации облегчает для взрослых выбор тактики ведения ребенка в адаптационный период.
Наиболее подходящим для начала посещения ребенком детского сада — период, когда он уже может говорить, пользоваться горшком и самостоятельно подносить ложку ко рту.
Успешная адаптация ребенка в детском саду зависит от многих факторов, и прежде всего от того, насколько сам малыш замотивирован ходить в сад и насколько не боятся этого родители. Практика показывает, что дети, родители которых воспринимают детский сад как единственный и самый оптимальный вариант, посещают его значительно лучше. А именно: они реже вредничают по утрам, гораздо легче адаптируются к режиму и требованиям детского сада, и даже реже болеют. Это легко объяснимо. Просто родители, однозначно понимая, что у них нет альтернатив, не борются с мучительными сомнениями: “А может быть, все-таки не надо?”, а проводят с ребенком соответствующую подготовительную роботу. Иначе говоря, они готовят ребенка к поступлению в детский сад задолго до оформления туда.
 Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада.
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек (сосание пальца, грызет ногти)
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
6. Утренний плач при расставании с родителями.
7. нарушается союз воспитания родителей и воспитателей.
Примерные сроки и критерии успешной адаптации ребенка к детскому саду
 Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
 1. Лёгкая адаптация

  •  Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, 
  •  болеет не чаще обычного.

 Физиологические критерии:

  •  Здоровье
  •  В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.
  •  Аппетит
  •  В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.
  •  Сон
  •  В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть  непродолжительным. К 20 дню сон 
  •  нормализуется.

 Психоэмоциональные критерии:
 Эмоциональный фон

  •  Настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем. Преобладает спокойное 
  •  эмоциональное состояние, однако это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат
  •  как к положительным, так и к отрицательным эмоциональным реакциям.
  •  Поведение
  •  В первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации - это
  •  активный двигательный процесс. Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации. 
  •  Активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане это смех голосовые реакции.

 2. Адаптация средней тяжести

  •  Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить 
  •  заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

 Физиологические критерии:

  •  Здоровье
  •  Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны  изменения вегетативной нервной системы. 
  •  Может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через
  •  20-40 дней.
  •  Аппетит
  •  Аппетит снижается.  В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.
  •  Сон
  •  Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через
  •  20-40 дней.

 Психоэмоциональные критерии:

  •  Эмоциональный фон
  •  Наблюдается подавленность, напряженность,  пассивное подчинение.Быстрый переход к отрицательным эмоциям,
  •  частый плач, или, наоборот, заторможенность. Постепенно, обычно к 20 дню,  эмоциональное состояние 
  •  нормализуется.
  •  Поведение
  •  Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна. Возможен отказ от участия в деятельности, в игре
  •  ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может
  •  не пользоваться.

 3. Тяжелая адаптация 

  •  Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, 
  •  так и психическое истощение организма.

 Физиологические критерии:

  •  Здоровье
  •  Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки 
  •  невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться. 
  •  Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.
  •  Аппетит
  •  Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного
  •  приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.
  •  Сон
  •  Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне. 
  •  Восстанавливается примерно к 60 дню.

 Психоэмоциональные критерии:

  • Эмоциональный фон
  •  Отсутствие активности при стертых отрицательных и эмоциональных реакциях (тихий плач хныканье, страх, 
  •  ступорозное состояние без попыток активного сопротивления) Настроение безучастное много и длительно плачет.
  • Поведение
  •  Пассивное поведение. Активность отсутствует. Часто отрицание любой деятельности.

 

 

© 2011 - 2015 Официальный сайт Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 432 г. Челябинска»

Дизайн и разработка сайта ООО РекТайм

Вернуться вверх страницы