Методический кабинет




Статья:  Взаимодействие участников коррекционно - образовательного процесса в реализации задач обучения и развития дошкольников с нарушением зрения.

В статье раскрыта организация взаимодействия участников образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения. Предложенная система мероприятий направлена для успешного решения коррекционно-развивающих задач обучения.


- Презентация Covid-19 и Диспансеризация

"Горячие линии" помощи родителям (законным представителям)

- На базе Областного центра диагностики и консультирования (по адресу: ул. Худякова, д. 20) можно получить консультацию специалистов кризисной психологической службы, получить консультацию и реальную помощь в преодолении школьной дезадаптации и неуспеваемости. В режиме дневного стационара формируются группы реабилитации для подростков с поведенческими расстройствами. Предварительная запись по тел. 261-10-87 (регистратура).

- На базе Муниципального учреждения социального обслуживания «Кризисный центр» (ул. Советская, д. 36) также можно получить квалифицированные рекомендации психолога и психотерапевта в отношении семейных проблем и взаимоотношений с «трудными» подростками и «особыми» детьми (справки по тел. 263-65-60).

- Телефон доверия Центр «Семья» - 007.

- По телефону доверия Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков 267-00-01 можно сообщить о местах сбыта и потребления наркотических веществ. "Горячая линия" - "Сообщи о сайтах продающих наркотики в Интернете"

-Служба «Телефон Доверия» Областной клинической специализированной психоневрологической больницы № 1 (тел. 729-77-77) окажет психологическую и психотерапевтическую помощь детям, подросткам, находящимся в кризисной ситуации и их семьям. На телефоне доверия в вечернее и ночное время, а также в праздничные дни работают специалисты-профессионалы: психологи, врачи-психотерапевты и врачи-психиатры.



Мероприятия в рамках акции по предотвращению дорожно-транспортного травматизма "Внимание дети!"


  1. Приказ
  2. План мероприятий по профилактике ДДТТ в рамках акции «Внимание дети»_1
  3. План мероприятий по профилактике ДДТТ в рамках акции «Внимание дети»_2
  4. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Правила безопасной перевозки детей в автомобиле

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенком. И действительно, в человеческой деятельности почти нет областей, где не употреблялась бы речь. Кроме того, от качества речи ребенка во многом зависит успешность его обучения. 

Грамотная, четкая, выразительная речь формируется благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых ребенок растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Для того, чтобы речь ребенка была понятна другим людям - внятна, чиста, необходимо выработать четкие согласованные движения органов артикуляционного аппарата (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо, мышцы щек). Занятия артикуляционной гимнастикой с ребенком улучшат кровоснабжение артикуляционных органов, укрепят мышечную систему. Сформируется умение удерживать определенную артикуляционную позу, увеличится объем выполнения движений, нормализуется тонус органов артикуляции. Хорошо развитая артикуляционная моторика дает возможность подготовить ребенка к правильному произношению звуков. Занятия проводятся в игровой форме с включением сюрпризных моментов. Обязательно используется дидактический наглядный материал. Дидактическим материалом могут быть игрушки, картинки, пособия. 

Игры, используемые для развития артикуляционной моторики:

Игрушки Би-ба-бо (лягушка, утенок), статические упражнения для работы над положением нижней челюсти, активизации нижней челюсти, широкое открывание рта.

Логопедические сказки. 
В комплексах сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребенка. Упражнения, имеющие условные названия или связанные с определенным игровым образом, требуют перевоплощения, вызывают интерес, способствуют воспитанию устойчивости внимания у детей.

Артикуляционная гимнастика в картинках. Способствует выработке нужных артикуляционных укладов, помогают быстро овладеть теми или иными движениями, способствуют запоминанию нужных артикуляционных укладов.

В период становления речи у ребенка очень важно развивать у него ручную моторику, поэтому сочетание артикуляционной и пальчиковой гимнастики дают хорошие результаты. Используются игры с сыпучестями, водой. 

    Уважаемые родители, предлагаем и вам комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, который вы можете самостоятельно выполнять с детьми. Артикуляционную гимнастику хорошо делать всем детям, но особо этим вопросом следует заинтересоваться тем родителям, которые знают о наличии проблемы звукопроизношения у своего ребенка. 

Для того, чтобы вы ПРАВИЛЬНО выполняли все упражнения со своим ребенком, лучше сначала прийти на консультацию к логопеду детского сада.


Артминутки

Релаксация

Цель: научить детей управлять своим телом, управлять эмоциями, своим поведением, уметь снимать психическое и физическое утомление.

Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического и физического напряжения.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых, это и занятия в детском саду, различные кружки, секции. Всюду нужно успеть! 

Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей.

Поэтому так важно использовать в работе с дошкольниками упражнения на релаксацию.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Наша задача научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

Для создания нужной атмосферы во время релаксации используют речевые настройки. Основная их цель- формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения друг к другу и к педагогу.

Время для релаксации в течение дня определяет педагог.

В младшем дошкольном возрасте упражнения на саморегуляцию включают работу с кистями рук, сжимание и разжимание кулака, хлопки, встряхивание и т.д. в среднем  и старшем дошкольном возрасте в таких упражнениях задействуют все группы мышц.

Все релаксации проводятся под спокойную, расслабляющую музыку.

У детей первой и второй младшей групп- это импровизированный сон с какой либо игрушкой. В гости к детям приходит персонаж и предлагает им немного отдохнуть.

Детям старшего дошкольного возраста можно сказать, что необходимо научиться  управлять собой. С этой целью  можно использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.


Упражнение на расслабление мышц лица
«Озорные щечки». Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
«Рот на замочке». Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно, сильно сжав губы, затем расслабить их.
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав, (4-5 сек)
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
«Злюка успокоилась». Напрячь челюсть, расстягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть.
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать)
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыть рот, зевнуть).

Упражнение на расслабление мышц шеи
«Любопытная Варвара» Исходное положение стоя, на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох- выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед- тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара сморит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно- расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться  в исходное положение,  расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз- мышцы  шеи напряглись!
Возвращаемся обратно- расслабление приятно.

Упражнения для расслабления мышц рук:
«Лимон». Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого можно выжать сок. Медленно как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Сок лимонный выжимаю.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.

«Вибрация»
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Все мы здоровы и бодры.

Упражнение на расслабление мышц ног:
«Палуба» Представьте себе на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги на ширине и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Переносить массу тела на правую ногу, прижать ее к полу, напрячь, а левую расслабить, немного согнуть в колене, носком касаясь пола. Выпрямиться и перенести массу тела на другую ногу.
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Упражнения на расслабление мышц глаз
Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить закрытые веки теплыми руками.
Глазки все мы закрываем и спокойно отдыхаем.
Дышим глубоко, нам спокойно и легко.

«Пальминг» Положить на закрытые глаза ладони рук (пальцы скрещены на лбу) таким образом, чтобы избежать давления на глазные яблоки.
Все кругом черным- черно, ночь пришла и все темно.






Упражнения для поднятия остроты зрения

Комплекс игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста: 


Острота зрения - 0,04

  • Раскрашивание крупных деталей рисунка (4 см) в основные цвета - красный, оранжевый, зеленый.
  • Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу.
  • Наклеивание крупных аппликаций (4 см).
  • Плетение ковриков из широких полос (3 — 4см) ярких цветов.
  • Сборка строительных конструкций из крупных деталей.


Острота зрения - 0,05 - О,1

  • Раскрашивание более мелких деталей рисунка (2-Зсм).
  • Выполнение аппликационных работ (2-Зсм).
  • Плетение ковриков из полос шириной 2 см.
  • Работа с конструкторами.
  • Рассматривание рисунков крупного размера.
  • Игры с мозаикой.


Острота зрения - 0,2 - 0,3

  • Раскрашивание мелких деталей рисунка.
  • Аппликации (размером менее 2 см).
  • Плетение ковриков из полос шириной менее 2 см.
  • Конструирование из мелких деталей.
  • Обнаружение простых ошибок в рисунке (машина без колес).
  • Построение рисунков из мозаики.
  • Лепка из пластилина на наглядном материале (овощи, фрукты).
  • Нанизывание бус диаметром 1 см на леску.


Острота зрения - 0,4 и выше.

  • Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров мелких рисунков через тонкую бумагу.
  • Наклеивание аппликаций до 1 см.
  • Плетение ковриков из полос до 1 см.
  • Обнаружение ошибок в рисунке с мелкими деталями (дом без трубы).
  • Построение мелких рисунков из мозаики.
  • Лепка из пластилина мелких фигур.
  • Нанизывание на леску бус размером менее 1 см.


Комплекс игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста


Острота зрения - 0,04

  • Раскрашивание крупных деталей усложненных рисунков (животные).
  • Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу.
  • Плетение ковриков из полос основных цветов и их оттенков (ширина полос до 2 см).
  • Лепка крупных животных из пластилина.
  • Работа с крупным строительным материалом.


Острота зрения - 0,05 - О,1

  • Раскрашивание более мелких деталей рисунков и обведение контуров рисунков через тонкую бумагу.
  • Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до 1,5 см.
  • Лепка из пластилина более мелких фигур.
  • Работа с пластмассовым конструктором.
  • Игры с мозаикой.
  • Нанизывание бус основных цветов диаметром до 1,5 см на леску.
  • Обнаружение различий в двух крупных рисунках.


Острота зрения - 0,2 - 0,3

  • Обведение мелких деталей рисунка через тонкую бумагу и раскрашивание их, не выходя за контуры. Рисование геометрических фигур.
  • Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до 1 см.
  • Лепка мелких фигур.
  • Работа с более мелким конструктором.
  • Построение рисунков из мозаики.
  • Нанизывание бус диаметром до 1 см на леску, чередуя по цвету.
  • Обнаружение ошибок в рисунке.
  • Разгадка ребусов в детских журналах.


Острота зрения - 0,4 и выше.

  • Работа с тетрадью в клетку, обведение клетки, ее закрашивание, не заходя за контуры.
  • Составление орнамента из клеток.
  • Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной 0,5 см и менее.
  • Лепка мелких фигур.
  • Работа с мелким конструктором.